Джазовая музыка
В джазе есть имена, без которых эту музыку просто невозможно представить: Дюк Эллингтон, Луис Армстронг, Каунт Бейси, Майлс Дэйвис, Чарли Паркер... У каждого из них были свои взлёты и свои неудачи. Но главное в том, что они определили лицо джаза своего времени. Элла Фицджеральд (1917—1996) и Диззи Гиллеспи (1917—1993) — одни из тех, кто составляет золотой фонд джазового искусства. 27 января 2017 года в отделе нотных изданий и звукозаписей открылась выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения этих величайших джазовых музыкантов.
Год рождения музыкантов совпал с выпуском первой джазовой грампластинки, которая была записана 26 февраля 1917 года. Эта пластинка под названием «Livery Stable Blues» (фирма звукозаписи «Victor») была записана не тёмнокожими, а белыми музыкантами группы «Original Dixieland Jazz Band». Пластинка имела невероятный успех. С этого момента и отсчитывается история джаза как музыки, захватившей мир.
О знаменитых джазовых музыкантах написано немало книг, статей; их фотографии размещены во многих энциклопедических изданиях, творческий путь прослеживается музыкальными критиками разных стран.
Элла Фицджеральд впервые выступила перед широкой публикой в январе 1934 года на любительском конкурсе в театре «Аполло» в Гарлеме. Сразу стало ясно, что юная артистка заставит о себе говорить. Её путь к славе начался с ангажемента с оркестром Чика Уэбба, который, как пишут источники, «с неохотой подписал контракт с Фицджеральд... она была неуклюжа и неряшлива, эдакий неогранённый алмаз» (The New York Times, 16 June 1996).
Выступая позже с оркестром Уэбба в гарлемском танцевальном зале «Савой» уже на постоянной основе, Элла вместе с ним записала несколько хитов, в том числе «Love and Kisses» и «(If You Can’t Sing It) You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)». После смерти Чика Уэбба в 1939 года его коллектив был переименован в «Ella and Her Famous Orchestra», а Фицджеральд стала руководительницей биг-бенда. Вместе с музыкантами своего оркестра Элла записала более 150 композиций. В 1942 году, после распада оркестра, Элла Фицджеральд, решившая начать сольную карьеру, подписала контракт со звукозаписывающей студией «Decca Records». Затем были новые победы, успехи, контракты, фирмы...
Известно, что Элла Фицджеральд не получила музыкального образования и ни разу в жизни не посещала уроков пения. Она от природы обладала поистине уникальным голосом, звучание которого можно было бы назвать идеальным; у Фицджеральд был гораздо более широкий голосовой диапазон (три октавы!), чем у большинства оперных певцов. Многие из них, как например, знаменитый немецкий оперный и камерный певец Дитрих Фишер-Дискау (баритон), являлись искренними поклонниками её творчества.
Элла имела абсолютный слух и удивительное чувство ритма, она великолепно владела техникой микрофонного пения; она не боялась экспериментировать и создавать новое. Свои композиции Элла Фицджеральд исполняла в различных джазовых стилях, смело вводя новые выразительные средства и новые формы импровизационного вокала. Такие джазовые записи, как «Flying Home», «Oh, Lady Be Good!» и многие другие укрепили статус Эллы Фицджеральд как великолепной джазовой певицы.
После смерти певицы её нотный архив (содержащий по большей части аранжировки песен) поступил на хранение в Библиотеку Конгресса.
Джон Гиллеспи получил своё прозвище Диззи (англ. «головокружительный», «ошеломляющий») ещё будучи мальчишкой за склонность к озорным проступкам. В 1937 году Диззи окончил Лоринбургский колледж (негритянский общеобразовательный колледж), где обучался на музыкальном отделении по классам тромбона, теории музыки и гармонии. Одновременно будущий музыкант самостоятельно овладевает трубой, которая всегда привлекала его своим тембром и техническими возможностями, а также фортепиано и ударными инструментами. В годы учёбы Диззи часто выступает в ученическом оркестре колледжа.
В 1937 году музыкант переехал в Нью-Йорк, успешно прошёл прослушивание (несмотря на оригинальное поведение, явился одетым в пальто, перчатки и при этом прекрасно импровизировал) и поступил в гарлемский оркестр Тедди Хилла. К сороковым годам ХХ века Гиллеспи завоёвывает известность благодаря своей головокружительной пассажной технике (теперь прозвище Диззи приобретает новый смысл) и непривычному для поклонников свинга стилю музицирования — неожиданным акцентам и паузам, импульсивным поворотам мелодии.
Диззи стал одним из величайших джазовых исполнителей XX столетия, виртуозно играя и превосходно импровизируя на трубе. Прожив 75 лет, он успел много: в сороковые годы вместе с саксофонистом Чарли Паркером произвёл революцию в джазе, открыв новый стиль бибоп, который стал во второй половине ХХ века основой мирового джазового языка.
Экспозиция выставки в концертном зале нотно-музыкального отдела представляет грампластинки и компакт-диски с записями выдающихся мастеров джазового искусства Эллы Фицджеральд и Диззи Гиллеспи.
И конечно, вы увидите и грамзаписи других выдающихся исполнителей — российских и зарубежных: Дюка Эллингтона, Чарльза Паркера, Луи Армстронга, Фрэнка Синатры, Джорджа Гершвина. Обратите внимание на записи отечественных джазовых музыкантов — ансамбля Анатолия Вапирова, джаз-ансамбля «Аллегро» (руководитель — Николай Левиновский), легендарного Карпа Деланьяна (саксофон-альт), Евгения Гнездилова (саксофон-тенор), Вячеслава Назарова (тромбон), джаз-оркестра под управлением Кима Назаретова и многих-многих других.
Широко представлены также серии грампластинок «Антология советского джаза» (1980-е годы), сольные альбомы выдающихся российских джазовых исполнителей, серии mp3 «Полная коллекция лучших записей джазовой эпохи» («Jazz» и «Jazz — Blues»), куда вошли такие выпуски, как «100 самых знаменитых джазменов», «100 великих джазменов», «100 великих вокалистов» и другие.
Среди раритетов — шеллаковые пластинки отечественного производства, выпущенные Апрелевским заводом в конце 1940-х — начале 1950-х годов с записями джаз-оркестра под управлением Александра Цфасмана, Виктора Кнушевицкого. Интересна грамзапись оркестра под управлением Жозефины Бредли, известной английской исполнительницы бальных танцев. Она также преподавала танцы и была одной из немногих женщин-танцовщиц в Британии в двадцатых — пятидесятых годах XX века. Считая, что голос в джазе сбивает импульсивность темпа и ритма, Жозефина Бредли в организации своего оркестра отказалась от вокалистов и записывала исключительно танцевальные мелодии.
Прекрасным дополнением экспозиции стали журналы, монографии, энциклопедии и библиографические справочники по джазу.
В заключение приведём несколько высказываний известных людей о джазе.
-
Максим Горький:
«О музыке толстых». «Правда», 18 апр. 1928 года
«Пришёл толстый хищник, получеловек, и жирными ногами топчет всё, что создано из самой тонкой нервной ткани великих художников, просветителей трудового народа». -
Сергей Прокофьев:
«У нас часто думают, что джазовый оркестр есть непременно что-то крикливое, от чего лопаются барабанные перепонки. Как раз наоборот: наиболее знаменитые джазовые ансамбли Америки богаты нюансами и щеголяют эффектами в пиано». -
Гия Канчели:
«Как и многие мои сверстники, я впервые услышал джаз в фильме „Серенада солнечной долины“, где был заснят знаменитый в 40-х годах оркестр Глена Миллера. Нас всех буквально околдовала музыка, звучавшая в этом фильме. Помню, как был я счастлив, когда мне удалось выменять за дюжину пластинок одну-единственную, на которой пианист Александр Цфасман играл фантазию на темы из „Серенады солнечной долины“. Пластинка была заигранная, треснутая, но всё равно радость моя не имела границ!» -
Арам Хачатурян:
«Не так уж важно — люблю я джаз или нет. Это явление всемирное, общезначимое. Джаз — непреложная данность нашего бытия. Он не мог бы родиться и существовать случайно, сам по себе. Джаз был вызван к жизни глубокой общественной потребностью». -
Диззи Гиллеспи:
«Мне потребовалась целая жизнь, чтобы понять, что играть не нужно». -
Дюк Эллингтон:
«Джаз — как убийство: вы играете с намерением что-то совершить».